"Молитва" Альфонса Мухи и темный сюрреализм Здислава Бексински

А. Муха (1860 - 1939 гг) чешско-моравский живописец
А. Муха (1860 - 1939 гг) чешско-моравский живописец

     Альфонс Муха так бы и остался для меня добротным чешским художником, о котором я вспоминал бы, что называется, по случаю, если бы… Если бы этот живописец вдруг не увидел освещенный путь лежащий перед ним и не начал искать источник этого волшебного света, который, по его же словам, может достигать самых отдаленных уголков.

     Под отдаленными уголками явно понимались глубины потаенного человеческого сознания или, если угодно, души. Тема, прямо скажем, неподъемная.

     Однако ни мало не смущаясь тяжестью задачи, Муха очень быстро находит первопричину своего вдохновения – "Молитва Господня" т.е. "Отче Наш".  

     Разделив "Молитву" на семь стихов, он тщательнейшим образом анализирует каждый стих и оставляет к нему собственный монохромный комментарий. По его словам эти визуальные иллюстрации выражают борьбу человека за выход из мрака к свету.

     Сознаюсь, я так и не понял, к каким конкретно стихам "Молитвы" относятся эти иллюстрации, однако ясно почувствовал огромную общность новаторских работ Мухи с работами польского художника Здислава Бексински, о творчестве которого мне говорить-то не особенно хочется.

     И последнее. Обоих художников уже нет с нами и я очень надеюсь, что они находятся не в тех мирах, которые рождались в их сознании.

 

Н.Борода

 

Книгу «Молитва Господня» Альфонс Муха считал одной из лучших своих работ. Эта книга была выпущена в Париже тиражом в 510 нумерованных экземпляров (390 на французском и 120 на чешском языках) в издательстве Анри Пьяцца, которому Муха посвятил свою работу

А. Муха
А. Муха
З. Бексински (1929 - 2005 гг.) Польский художник
З. Бексински (1929 - 2005 гг.) Польский художник

     в 1977 году Здислав Бексински сжёг выборку своих работ на заднем дворе своего дома не оставив никакой информации о них. Позднее он объяснял, что некоторые из них были «слишком личными», другие неудовлетворительными, и он не хотел, чтобы люди могли их видеть.

     1980-е годы стали переходными в творчестве Бексиньского. Произведения ранних 90-х годов в основном представляли собой серию сюрреалистических портретов и крестов. Бексиньский всегда выполнял свои работы в одной из двух манер, которые он называл барочной и готической. В первой манере доминировало наполнение, во второй — форма. Картины созданные в последние пять лет жизни художника в большинстве своём были созданы в «готической» манере.

     Поздние 90-е стали тяжёлым периодом в жизни художника. Его жена, София, умерла в 1998, а год спустя, на рождественский сочельник 1999 года, покончил жизнь самоубийством его сын Томаш (Tomasz Beksiński) (популярный ведущий на радио, музыкальный журналист и кинопереводчик). Его тело нашёл сам Здзислав Бексиньский.  

     Бексиньский не смог примириться со смертью сына и хранил конверт «для Томека в случае, если я протяну ноги» прикреплённым к стене.  

     Трагична кончина и самого художника. 22 февраля 2005 года он был найден мёртвым в своей квартире в Варшаве. На теле гения темного сюрреализма было обнаружено 17 колотых ран, две из которых были смертельными.

Здислав Бексински
Здислав Бексински
А. Муха
А. Муха
Здислав Бексински
Здислав Бексински
А. Муха
А. Муха
Здислав Бексински
Здислав Бексински
А. Муха
А. Муха
Здислав Бексински
Здислав Бексински
А. Муха
А. Муха
Здислав Бексински
Здислав Бексински
А. Муха
А. Муха
Здислав Бексински
Здислав Бексински

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Москва, ул Гурьянова 81 стр. 2

Творческая лаборатория НБ 

РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ