Река Селижаровка
Путевые заметки о реке Селижаровке (рабочий материал)
Первый день
Поезд Москва – Осташков прибыл на станцию Селижарово в 15 часов 55 минут без опоздания. (отправление из Москвы в 8 часов 05 минут по четным числам). В километре от ж.д. станции в Волгу впадает река Селижаровка. Размер реки невелик (не более 35-40 метров), береговая кромка заросла водной растительностью, течение быстрое и, судя по всему, глубина реки незначительна. Волга в месте впадения Селижаровки незначительно шире. Вода, как в Волге, так и в описываемой реке прозрачная, изредка видны всплески небольшой рыбешки. Сразу за мостом в некрасивом поселке городского типа открытый стадион и какие-то производственные заборы, так что пройти вдоль русла не представляется возможным, лишь пройдя поселок по направлению к деревне Шихино можно свободно подойти к руслу реки. В этом месте характер ее такой же, как и в месте впадения ее в Волгу. Деревенька Шихино удивида нас своей опрятностью и чистотой. Во дворах домов и в огородах полный порядок. Возле крыльца своих домов никто не мусорит. В Шихино заканчивается асфальтовая дорога и покрытие становится щебеночным. Лес вдоль реки по нашему берегу смешанный с небольшими хвойными и лиственными перелесками – маловыразительный, мало пригоден для организации стоянок. Место сильно заселено и о романтическом одиночестве можно и не мечтать.
Недоходя до деревни Хиловец, в высокоствольном красивом бору наткнулись на старое кладбище, последние захоронения относятся к 43 году. От всего кладбища остались не забытыми только четыре могилы.
Крехина М.А. 1889 – 1941
Григорьев Ф.Г. 1873 – 1942
Шнибин Федор Васильевич 1893 – 1943 и четвертая могила, хоть и ухожена, но совершенно безимянна. Много могил только угадываются по почти сровненных с землей холмикам и старым сгнившим деревянным заборчикам.
Перед деревней Хиловец две любопытные пожни или излучины реки. Они совершенно безлесны, но по нашему ходу в первой пойме противоположный берег порос прекрасным сосновым лесом на очень высоком обрывистом берегу. Это одна из самых красивых стоянок на Сележаровке. Перейти в брод на противоположный берег невозможно по двум причинам. Либо слишком глубоко, либо на мели течение реки таково, что при глубине по пояс нас просто сносит течением. Все попытки перебраться оказались тщетными. Первая пожня покрыта местами луговой, а местами болотной травой. Леса нет никакого. Здесь можно найти неплохие рыболовные места. Плохо что люди есть как на нашем, так и на противоположном берегу. В северной части излучины образовался остров с высокой травой отделенный от материка узкой протокой заросшей кувшинками. Дно основного русла в этом месте каменистое с острыми камнями, течение очень сильное. Сносит с ног. Наибольшая глубина у противоположного берега.
Вторая излучина характерна тем, что на повороте в северной ее части впадает безымянныя речка, отчего складывается впечатление, что Селижаровка разбивается на рукава, образуя острова. Дно реки в этом месте каменистое и можно сильно поранить ноги об острые камни. На камнях и под ними в этом месте можно набрать много ручейников для рыбалки. Противоположный берег в этом месте так же красив как и на прибедущей излучине. Великолепный сосновый бор. Наш берег совершенно безлесен и мало интересен.
От деревни Хилово вдоль реки идет наезженная грунтовая дорога через хорошие сосново-еловые леса, изредка встречаются заросли земляники, в глубине леса брусника и черника, но надеяться на то что можно много набрать ягод не стоит. Как правило присутствие хороших дорог всегда говорит о том, что места эти сильно посещаемы людьми. Вдоль дороги у реки несколько очень живописных стоянок с редкими солнечными соснами. Грунт плотный с редкой травой, присыпанный иголками. Небольшие заросли земляники. Берег в этом месте обрывист и крут. Пляжей правда нет. Течение реки сильное, но есть небольшие заводи. На пожнях наиболее удачная рыбалка, правда есть сырые места. В этом месте изредка на червя берет елец. Эти места прекрасно подходили бы для отдыха на реке, если бы не человеческий фактор. Некоторые стоянки замусорены и полностью ощутить себя в одиночестве не удается из-за время от времени проезжающих машин и голосов людей. Представляю что здесь будет когда в лесу появятся грибы и ягоды. Недалеко от нашей стоянки , на пожне, в окнах водной растительности быстро наловили рыбу на огромную сковороду. В охотку съели все. Клевала в основном некрупная плотва, подлещик и окунь. Попалась парочка ельцов. Попытка перебраться на противоположный берег опять провалилась. Слишком глубоко, а плавать с рюкзаками за спиной мы еще не научились. Заметили что лес воруют прямо от дорог. Берут самую любовинку, а остальное бросают гнить ничуть не заботясь о гигиене леса.
На пути небольшая сырая пожня. Идти вдоль реки тяжело. Топкие места. Но через 300 метров дорога опять выходит на возвышенность и недолго идет хорошим лесом. Позже она превращается в еле заметную тропку и наконец полностью теряется в топких смешанных лесах. Густой частый подлесок и кочковатая почва превращает наше путешествие в тяжелую работу, когда каждая сотня метров дается с трудом. Пот заливает глаза, ветви хлещут по лицу, а вокруг поднялась несметная туча комаров. И такой «заманчивый пейзах» сопровождает нас до нежилой деревни Яровынь. В Яровыне замечаем два домика на противоположном берегу с заколоченными окнами. Полная тишина и безлюдье. Переправиться на противоположный берег опять не удалось. Слишком глубоко. На всем протяжении от последней стоянки до Яровыни противоположный берег манит нас сосново-еловым лесом. Близок локоток, да не укусишь. Стоянки около Яровыни только при большой фантазии можно назвать хорошими. Всюду густая высоченная трава, причем совершенно сырая от дождя. Лес смешаный. Рядом с рекой есть поляны. Наш берег реки сильно зарос травой. Ловить рыбу трудно. Приходится заходить в воду, чтобы достать удочкой до открытой воды. В русле огромные валуны. Оказалось что рыба берет только в небольших окнах. Иногда попадается крупная плотва. Пытаемся просушить одежду, но нам это не удается. Сильный дождь то ненадолго прекращается, то возобновляется с новой силой. Места эти нам сильно надоели, но тронуться в путь не можем из за проливного затяжного дождя. Решили остаться еще на одну ночь, чтобы как-то просушить одежду. Ночью было очень холодно и сыро. За все это время высушиться так и не удалось. Решаем не смотря на погоду двигаться дальше. Если бы знать что ждет нас?
А ждал нас самый трудный участок нашего пути по Селижаровке с одним единственным утешением. Ни тебе никаких машин, ни тебе никаких людей, только топкий сырой лес, кочки, тина, болота, комары и каторжный труд. По спине течет струями либо липкий пот, либо дождевые струи. Бурелом, гниль, плавующие в болоте шаткие кочки и хрен его знает еще какая гадость. Берега реки заросшие, неудобные. Не то чтобы где-то переночевать, даже останавливаться на перекур противно. Приходится идти со скоростью муравья, иначе начинаем спотыкаться обо все, что ветром повалено на землю, и падать в липкую холодную грязь. Такое ощущение, что такой пейзажик будет теперь сопровождать нас до Нижних Котиц, там, где Селижаровка начинает свой путь по этим дремучим Тверским местам. Наконец с грехом пополам добираемся до маленькой речушки Гореловец. Чуть выше по этой реке стоит деревенька Жук, которая достойна той реки на которой она стоит. Да и Жук-то слишком сильно сказано. Самое подходящее название для этой деревни Жучок или еще лучше Жученок. В деревеньке всего несколько домиков притулившихся к окраине леса. Река Гореловец более похожа на ручей, чем на речку, но, не смотря на небольшую глубину, в месте ее впадения в Селижаровку, клюет мелкий окунь и сносная плотва. В самом устье стоит кем-то оставленная полузатопленная лодка.
Характер леса после реки Гореловец резко не меняется, лишь только напротив речного острова густой подлесок расступается и местность несколько повышается, выводя на высокое ровное место с красивой березовой рощей. Просто потрясающее по красоте место над рекой. Березы огромны. В обхват. Земля плотная, песчаная. Небольшие заросли поспевающей земляники. Наконец сбросили рюкзаки и целый час смотрели в свинцовое небо с рваными тучами. Отдыхали.